Доступная среда

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ “Башкирская гимназия №102 имени Равиля Тухватовича Бикбаева”  городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в том числе:

о специально оборудованных учебных кабинетах:

— В образовательном учреждении все учебные кабинеты и мастерские приспособлены для использования маломобильными группами населения и лицами с ограниченными возможностями здоровья Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете. Созданы условия для организации индивидуального обучения на дому для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. с применением дистанционных технологий и электронного обучения;
об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

— В образовательном учреждении присутствуют учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

— Библиотека, специально приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в образовательной организации отсутствует;
об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

— В образовательном учреждении имеются два спортивных зала, оборудованных необходимым спортинвертарем для занятий физической культурой. На территории школы есть спортивная площадка, баскетбольно-волейбольная площадка, беговая дорожка, футбольное поле. Объекты спорта приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с небольшой степенью сложности. Специальные объекты спорта коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья есть;

о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

— Обучение организовано по адаптированной программе, во время проведения занятий в классах, где обучаются дети-инвалиды и обучающиеся с ОВЗ возможно применение мультимедийных средств, оргтехники мультимедиа-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации, для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальнее консультации, для детей с нарушениями речи функционирует логопедический кабинет, проводятся индивидуальные и групповые занятия с психологом.;
об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:
— Для маломобильных групп населения во входной группе имеется пандус, поручнями для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, раковина для инвалидов, санузел. В здании школы имеется:

  • тревожная кнопка для экстренных вызовов;
  • автоматическая пожарная сигнализация;
  • ПАК «Стрелец – Мониторинг»;
  • система видеонаблюдения.

о специальных условиях питания:

— Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно, льготное питание осуществляется для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, классные руководители сопровождают обучающихся в столовую, расположенную на 1 этаже, перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники; Для маломобильных групп населения  имеется раковина для инвалидов, санузел. Для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставляется отдельный стол для принятия пищи, вход оборудован поручнями.

о специальных условиях охраны здоровья:

— Условиями охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечены, в школе имеется медицинский кабинет, оборудованный в соответствии с предъявляемыми требованиями. Первичная медико-санитарная помощь учащимся оказывается в соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется гимназией. Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется Детская поликлиника № 2. Гимназия безвозмездно предоставляет амбулатории помещение, соответствующее условиям и требованиям.

Учебная нагрузка по классам, расписание уроков, занятий дополнительного образования детей, внеурочной деятельности соответствует санитарным правилам, продолжительность каникул устанавливается в соответствии с календарным учебным графиком, учителями организуется проветривание кабинетов во время перемен, на уроках проводятся физкультминутки, смена деятельности обучающихся через 20 мин., контроль за посадкой (осанкой) обучающихся во время занятий, соответствием одежды обучающихся погодным условиям, наличием сменной обуви. В школе функционирует ПМПК, работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед​;

о доступе к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, приспособленным для использовании инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

— В школе осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех учащихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ, доступ имеется во всех учебных кабинетах. Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя. В кабинете информатики на всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации Интернет — цензор, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу. Официальный сайт школы имеет версию для слабовидящих;

о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
— Отсутствуют;
о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
— В образовательном учреждении отсутствует общежитие;
о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
— Отсутствует общежитие;

Документы, регламентирующие работу гимназии с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

Санитарные правила вводятся в действие с 1 января 2021 года и действуют до 1 января 2027 года.

Признан утратившим силу ряд актов, в том числе СанПиН от 10.07.2015 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразвательным программам для обучающихсяя с ограниченными возможностями здоровья».

Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

С 2021 года устанавливается новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования.

Образовательная деятельность в организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую (для детей с ОВЗ), оздоровительную, комбинированную (инклюзивноое обучение детей с ОВЗ) направленность.

Приведены особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Определён Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования. Речь также идёт об оказании необходимой помощи. Так, предусматривается обучение и инструктирование специалистов, работающих с инвалидами.

Принимаются меры по обеспечению беспрепятственного передвижения по объектам, по сопровождению, по надлежащему размещению носителей информации.

Урегулированы вопросы оформления паспорта доступности для инвалидов объекта и услуг. Закреплены положения об оценке соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов объектов.

Приказ Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»

Определены правила выдачи свидетельства об обучении лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Свидетельство выдается под личную подпись выпускнику (его законным представителям, иному лицу на основании доверенности) в связи с завершением обучения не позднее 10 дней после даты издания распорядительного акта об его отчислении из образовательной организации. В образовательной организации ведется книга регистрации выдачи свидетельств.

Бланки свидетельств хранятся как документы строгой отчётности. Свидетельства, не полученные выпускниками в год окончания образовательной организации, хранятся до их востребования. До выдачи свидетельства заполненный бланк должен быть проверен на точность и безошибочность внесенных в него записей. Бланк, составленный с ошибками или имеющий иные дефекты, внесенные при заполнении, подлежит замене.

Образовательная организация выдает дубликат свидетельства в случае его утраты, порчи (повреждения), обнаружения ошибки, смены фамилии (имени, отчества) выпускника. Решение о выдаче или об отказе в выдаче дубликата принимается в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления. Приведён образец свидетельства об обучении.

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»

Скорректирован ФГОС среднего общего образования. Уточнены требования к результатам освоения предметных областей «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Иностранные языки». Русский язык, литература, родной язык, родная литература выделены в отдельные учебные предметы.

Скорректированы требования к содержанию рабочих программ учебных предметов, курсов. Определены требования к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся; обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Организация, реализующая адаптированную основную образовательную программу, должна быть укомплектована педагогами, владеющими специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

Письмо Минобрнауки России от 19.02.2016 № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»

Часть 1 документа PDF 

Часть 2 документа PDF

Часть 3 документа PDF

Часть 4 документа PDF

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Установлен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт содержит требования к структуре адаптированной общеобразовательной программы, условиям её реализации и результатам освоения.

Стандарт предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся.

На основе стандарта могут разрабатываться до 4 вариантов образовательных программ исходя из степени выраженности нарушений в развитии. Предусмотрена возможность перехода школьника с ограниченными возможностями здоровья с одного варианта на другой.

Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область. Срок освоения общеобразовательной программы составляет от 4 до 6 лет. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно как с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или организациях. Допускается использование сетевой формы.

Стандарт содержит дифференцированные требования к кадровому и материально-техническому обеспечению обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Лица, зачисленные до этой даты для обучения по адаптированным образовательным программам, обучаются по ним до завершения обучения.

Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Утвержден Порядок приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Правила приёма в конкретную организацию устанавливаются организацией самостоятельно. Распорядительный акт о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа издаётся не позднее 1 февраля текущего года.

В случае отсутствия мест родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую организацию обращаются непосредственно в региональный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Образовательная организация размещает на информационном стенде, официальном сайте, в СМИ информацию о количестве мест в первых классах (не позднее 10 календарных дней с момента издания акта), о наличии свободных мест для приёма детей, не проживающих на закреплённой территории (не позднее 1 июля). Для приёма ребёнка в организацию подаётся личное заявление его родителя (законного представителя).

Заявления о приёме в первый класс граждан, проживающих на закреплённой территории, начинают принимать не позже 1 февраля и заканчивают не позднее 30 июня текущего года. В отношении остальных – с 1 июля до момента заполнения свободных мест, но максимум до 5 сентября. Распорядительные акты организации о приёме детей на обучение размещаются на её информационном стенде в день их издания. Порядок приёма граждан в общеобразовательные учреждения,установленный в 2012 г., признан утратившим силу.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Приказ Минпросвещения России от 07.11.2018 № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»

Государственная итоговая аттестация (ГИА) включает обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам. ГИА проводится в двух формах. Первая – основной государственный экзамен (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов. Вторая – государственный выпускной экзамен (ГВЭ) – письменные и устные экзамены с использованием текстов, тем, заданий, билетов. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья проходят аттестацию в форме ГВЭ (вправе выбрать ОГЭ)

Письмо Минпросвещения России от 27.08.2021 № АБ-1362/07 «Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 учебном году»

Даны разъяснения о том, что образовательные организации могут разрабатывать адаптированные программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287.

При реализации адаптированных образовательных программ срок получения образования обучающимися с ОВЗ может быть увеличен на один год и составлять не более 6 лет, а общий объём аудиторной работы за такой срок обучения не может составлять менее 6018 академических часов.

Отмечено, что при реализации адаптированных образовательных программ допускается вносить изменения в учебный план, включая или исключая из него учебные предметы в зависимости от особенностей здоровья и образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Меню

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.